Как перестать верить обещаниям?

Верите ли вы обещаниям? Даете ли обещания другим людям? Что чувствуете, когда не выполняют обещанное? Держите ли вы слово?

Обещание дает человек, когда хочет получить что-то авансом (услугу или деньги), не давая ничего взамен, а говоря вам, что вернет в будущем. Если бы он предложил что-то взамен — это было бы сотрудничество.

Почему человек дает обещания?

Оказавшись в сложной ситуации, ему самому сложно поверить и принять тот факт, что дела идут плохо. Он хочет верить, что ситуация вот-вот наладится. По этой причине ему даже временно сложно сократить  расходы, отказаться от привычного образа жизни. А сказав вслух обещание, он сам начинает в это верить. Если указывать ему на реальность (а при взыскании долга приходится это делать) человек может начать злиться, отрицать факт своей просьбы, исчезнуть из поля зрения, или начать давать еще большие обещания. Так работают его психологические защиты. Знакомая ситуация?

Почему мы верим обещаниям, и как этого не допустить?

1. Часто мы сами переоцениваем свои возможности. Считаем, что нам ничего не стоит дать денег, оказать услугу, пустить кого-то пожить. Если бы это было так — то такое бы поведение называлось помощью и мы не расстраивались бы, что нам не возвращают обещанное. Но увы! Нам часто сложно себе признаться, что мы сами испытываем нужду.

Помощь другим — это прекрасно, когда у вас на это есть на это силы и возможности, и вы можете выбирать, кому помогать, а кому нет.

В случае такого рода безотказности помогает скромность. Говорить: «Я не в том состоянии, чтобы помогать материально. Могу дать совет, послушать, подсказать куда обратиться и т.п». Иначе за иллюзию о себе, как о спасателе, приходится дорого платить.

2. Боимся осуждения. У многих есть установка: «людям надо помогать, а отказывать — плохо».

Тут стоит разобраться, что человек думает о себе. Считает ли он себя хорошим, как он это понимает? Часто бывает, что в реальности человек делает много хорошего людям, но ни они, ни он сам этого не замечает и не ценит. Четкое представление о себе, умение ценить себя позволяет избежать необоснованной критики.

3. Не можем поверить, что человек может не сдержать слово, не выполнить обещание. Думаем, что все люди такие же честные, как мы. Если посмотреть глубже — такие доверчивые люди часто отрицают собственную жадность, эгоизм. Обнаружение у себя этих качеств и их легализация, кстати, могли бы быть хорошей профилактикой от обмана извне.

Что делать, если вы не хотите безвозмездно помогать человеку и боитесь, что он вас обманет? Устройте ему проверку, как это делают банки:

Кредитная история. Было ли такое, что человек не выполнял обещания, не возвращал долги? Здесь не важно — вам или другим людям.

Выгода, соглашение. Будет ли соглашение для вас выгодно? И в целом, способны ли вы торговаться, обсуждать условия? Если просящий начинает манипулировать, либо слишком быстро соглашается — сразу нет. Скорее всего он не воспринимает вас всерьез.

Санкции, гарантии. Что будет, если он не выполнит обещание, или выполнит не в срок. Как он это компенсирует? Как может гарантировать выполнение?

Есть ли у вас на него рычаги влияния? Готовы ли вы ввести санкции, как только обещания не будут выполнены? Если санкции ввести не можете, готовы ли вы прервать отношения и не слушать новых обещаний?

Пеня. Если человек все же выполняет обещание, но не в срок — он должен также компенсировать факт просрочки. Этот пункт лучше оговаривать заранее. Только таким образом можно будет восстановить доверительные отношения.

Худшее, что с вами может случиться это то, что вас начнут постоянно использовать, кормить обещаниями, изредка их выполняя, заставляя вас ждать и требовать вернуть долг. В таком случае стоит как можно раньше прекратить авансы и выплаты даже ценой возможных потерь.

Здоровая реакция на чужие обещания с нашей стороны возможна, если мы ясно понимаем свои желания, можем оговаривать условия, злиться, переживать стыд, замечать свою тревогу, когда что-то идет не так, делать свободный выбор, ценить себя и свои интересы.

С уважением, Ирина Смирнова