«Все пропало». История

«Иду к вам сдаваться» — сказал по телефону мужчина, записавшийся ко мне на прием.

«Похоже дело серьезное», — подумала я, сожалея, что люди часто приходят к психологу в последний момент, когда ситуация кажется безысходной.

Клиенту (А.) на вид было больше 40-ка лет. Он жаловался на тревогу, панические атаки и неудачи в бизнесе последние 3 года. А. возглавлял фирму, которая предоставляла товары и услуги людям с высоким достатком. При этом часто он сам общался непосредственно с заказчиками, согласовывал с ними смету и план работ — что вызывало у него определенный стресс. Ввиду кризиса клиентов становилось меньше, они все чаще предъявляли А. претензии, не хотели оплачивать услуги. Со временем А. стало сложно обосновывать запрашиваемую им цену, люди «не понимали, за что платить», «не видели разницы» между его работой и работой конкурентов. А. приводил факты, обоснования, убеждал, затем снижал цены, откровенно демпинговал — но заказы все чаще уходили другим фирмам. При этом парадокс — часто заказчики соглашались на худшее качество у конкурентов и платили им более высокую цену. А. был в отчаянии и подумывал закрывать бизнес.

На первой встрече я составила общую картину происходящего и поделилась с А. некоторыми наблюдениями. Настало время заключить договор на мои услуги.

Я по пунктам рассказала, как я могу ему помочь и в чем будет заключаться наша работа. На что А. ответил следующее:

Что он не видит разницы между нашей работой и просто разговором с другим человеком. Что возможно ему имеет смысл просто походить в спорт зал, попить таблетки, «отключиться», постараться не нервничать и все «пройдет само».

В этот момент я напряглась и приготовилась снова обосновывать ему важность работы с психологом.

Но вдруг остановила себя.

— Вы замечаете, что сейчас происходит то же самое, что и у вас с вашими клиентами? Вы сомневаетесь, что вам нужны мои услуги и хотите уйти. А я, вместо того, чтобы принять ваш выбор, начинаю вас уговаривать.

— Ну да, — ответил А.

— Когда я доказываю вам необходимость работы, вы мне верите?

— Нет.

— Тогда я вам скажу следующее: я знаю, как вам помочь и могу это сделать. Но это будет долго, дорого и требовать от вас определенных усилий. Я знаю точно, что мой метод работает, но подходит он далеко не каждому. Как вам такое слышать?

А посмотрел прямо на меня и сказал:

— Вот теперь я вам верю… Но у меня сейчас такая неопределенность с деньгами.

— И никаких скидок я вам делать не буду.

Я вас понял. …и мне кажется я понял, что не так с моим бизнесом.

А. оплатил сессию, поблагодарил и ушел в задумчивости.

Очень часто в терапии случается, что история, которую рассказывает клиент, разворачивается прямо на сессии. Моя задача — показать ему, что происходит «здесь и сейчас». Сделать так, чтобы клиент прочувствовал ситуацию эмоционально, осознал ее, связал с тем, что происходит в его жизни и нашел для себя выход.