Именно с таким запросом мужчина приходит к психологу, если у него есть длительная любовная связь на стороне. Как в супружеских отношениях появляется третий? Часто измена - это следствие дисгармонии в...
Речь пойдет о таком явлении, как психологический мазохизм. В чем он проявляется? Какие потребности удовлетворяет? Чем опасно быть в таком состоянии? И как общаться с человеком, который занимает пораженческую позицию в отношениях?
Сразу стоит сказать, что речь пойдет не о типе сексуальной девиации, а о характере и стиле общения человека мазохистского (пораженческого) типа.
Более того, по мнению известного психоаналитика Нэнси МакВильямс мазохистский тип личности никак не связан с соответствующими сексуальными практиками. А люди с пораженческим типом реагирования часто наоборот сексуально выключаются при проявлении агрессии у партнера.
Психологические проявления мазохизма могут быть как выраженными так и едва заметными, близкими к норме, т.е. присущими почти любому из нас.
В чем проявляется психологический мазохизм?
1. Неопределенность в желаниях. Человек напрямую не озвучивает свои желания, в сложных случаях — вообще о них не задумывается. В отношениях он ничего не просит, не договаривается. А выстраивает контакт таким образом, что остальные начинают активно догадываться и предлагать ему то, что нужно. Часто он озвучивает свои желания, как всеобщее благо, или как то, что нужно другим, отрицая свой интерес.
Получается такая уловка — ты делаешь для другого то, что он хочет, но еще и остаешься должным или благодарным за идею.
2. Решают и делают за другого, а потом обвинять его в неблагодарности. Стремятся угадывать желания других, и если ошибаются — стараются еще больше, или обижаются. Если другой что-то попросить, в ответ можно услышать “чего ты еще хочешь, я и так столько для тебя делаю!”. Отказаться от навязчивой заботы неловко, еще более неловко его о чем-то просить. Поэтому близкий часто смиряется с ситуацией и с тем, что его желания никому не интересны.
В то же время человек с мазохистскими чертами ожидает, что его желания точно также будут угадываться. Когда этого не происходит, он выглядит и чувствует себя несчастным.
3. Отсутствие удовольствия. Если желания не осознаются и не озвучиваются, то чувства удовлетворения не наступает. О том, что человек что-то хотел, окружающие понимают уже пост-фактум по претензиям и недовольному выражению лица. Их партнеры постоянно живут с чувством вины и раздражения.
4. Любые события в жизни — это повод для страдания. О чем бы ни шла речь, “все плохо”. Даже у успешных и состоятельных людей могут быть “одни проблемы” в жизни: деньги — это головная боль, слава утомляет, растущий бизнес — это постоянный стресс, большой дом — нуждается постоянной уборке и расходах на содержание; привлекательный, пользующийся успехом у женщин муж — горе в семье.
Есть ощущение, что человек жалуется и просит помощи, но это не так. Если ему эту помощь предложить — он отказывается. Потому что его истинная потребность (часто не осознаваемая) — не улучшить свое положение, а чувство морального превосходства над другими.
Любой успех должен быть выстрадан. А если человека лишить страдания — то исчезнет повод для гордости и понимание “Кто я?”.
Может сложиться ложное впечатление, что человеку нравиться страдать, что он получает от этого удовольствие. Но это не так, страдание — это плата за чувство морального превосходства и уважение к самому себе.
5. Чувство морального превосходства. “Терпеть, много работать, отказывать себе в удовольствиях и не принимать ничего “просто так” — это девиз “мазохиста” по жизни.
Человек способен красочно и подробно рассказывать, как много ему пришлось пережить неприятностей или приложить усилий для достижения желаемого. Если за него радоваться, его благодарить — он ведет себя подчеркнуто скромно, чем вызывает у многих прилив восхищения.
Тот, кто находится, живет рядом с таким “святым” человеком, испытывает стыд, не позволяет себе радоваться, жить в свое удовольствие, тратить деньги. Собственные успехи ему кажутся не заслуженными, а свои трудности — не столь значительными. Говорить о себе неловко, единственное, что хочется — это помочь, посочувствовать, выразить восхищение страдальцу. Иногда пафос происходящего зашкаливает, возникает ощущение, будто находишься в церкви — невозможно пошутить, не перевести разговор на другую тему.
6. Пассивная агрессия. У человека есть запросы к себе и к жизни, но выполнять их “должны” другие люди либо обстоятельства “должны” складываться удачным для него образом. Человек сам ничего не делает, а начинает “притягивать” ресурсы разными способами: жалуется на жизнь, живет откровенно плохо, экономит на необходимом. Он часто упрекает других в нескромности, но не напрямую, а косвенно, задавая моральный образец, сочувствуя там, где стоило бы порадоваться за человека, начиная конкурировать “кто хуже”.
7. Конкуренция “кто хуже”. Если у одной из подруг счастливая семья, у второй карьера, а у третьей муж алкоголик и дом сгорел — то 80% времени утешать и поддерживать будут третью. Иногда заводится разговор — “вам еще повезло… а вот у нас”. Внимание получено, и нет необходимости прилагать реальные усилия для достижения успеха.
Откуда берется?
Часто склонность к психологическому мазохизму неосознанно передается из поколения в поколение и воспринимается как норма жизни. В христианской культуре страдание, самоограничение — это благо, которая воздастся в будущем, либо человек попадет в рай.
Родители людей мазохистского типа вероятно сами жили скромной жизнью и уважали себя за это. Или не интересовались желаниями ребенка, игнорировали его просьбы, или давали ему много благ, но без учета пожеланий.
Также они могли хвалить ребенка за терпение и скромность, особенно в тяжелые периоды жизни семьи.
Возможно, при ребенке осуждали других родственников, братьев, сестер, за то, что те “много хотят”. Человек в таком случае вырастает с установкой, что свои желания иметь стыдно, а получить любовь можно, если терпеть, стараться и ничего не просить.
Какие выгоды психологического мазохизма?
Моральное превосходство в системе отношений, где самоограничение, скромность и тяжкий труд считается ценностью. А амбиции, успех и удовольствие вызывают неприязнь.
Нет необходимости прилагать усилия, вступать в конкуренцию, подвергаться оценке и возможной критике со стороны других людей.
Бесплатная помощь и внимание окружающих. Окружающих не нужно благодарить, они и так рады помочь.
Если человек активно демонстрирует свою щедрость и самоотверженность, вокруг него может формироваться благодарное окружение, обладающее реальной силой. Люди, ставящие под сомнение его “святость” воспринимаются как враги.
Чем плохо мазохистское мировоззрение для самого человека?
При неосознанном мазохизме человек может жить на грани бедности (хоть ему это не нравится), утешая себя тем, какой он благородный, неподкупных или просто “познавший жизнь” и смирившийся. Человек не использует реальные возможности улучшить свое положение.
При хорошем материальном положении и поддержке близких все равно не получает удовольствие от жизни. Боится или стесняется тратить деньги, ожидает кризиса, проверок, отвержения со стороны других. Не знает, как совместить уважение к себе и высокие доходы. Не может довериться и принять безусловную любовь близких.
Не получает в отношениях то, что хочет. Поскольку не умеет озвучивать напрямую свои желания, просить и благодарить.
Вызывает раздражение и злость окружающих. В его легенду мученика верят люди невротического склада, неуверенные в себе, с выраженными чувствами стыда и вины, коих большинство. Но даже они в какой-то момент начинают недоумевать, злиться и отказывать страдальцу в помощи. Каждому мазохисту, чтобы одержать моральную победу, нужен собственный садист в лице конкретного человека или системы. Поскольку людей с мазохистским предъявлением себя гораздо больше, они часто подвергаются нападкам со стороны вполне адекватных людей. Они часто терпят несправедливость, уходят со скандалом и искренне недоумевают, почему так получается.
Почему моральное превосходство “мазохистов” перед другими — это иллюзия? Потому для взрослых людей с хорошими границами такая подчеркнутая скромность и склонность к самопожертвованию выглядит иррационально. Люди становятся более осознанными и начинают отличать альтруизм от самоистязания, которое часто неуместно, избыточно и не вызывает уважения.
Людям с мазохистским складом характера верят в то, что «Успехи рано или поздно наказываются, а страдания вознаграждаются». Они легко находят этому подтверждение в случайных событиях. Идея эта абсолютно иррациональная, но очень устойчивая, потому что для многих является утешением. В процессе психотерапии она с трудом поддается коррекции.
Выйти из мазохистской позиции возможно путем осознания собственных ценностей и установок, изменения своих реакций на происходящее, а также удовлетворения потребности в заботе и уважении другим способом.
Смотри статью: “Мазохизм: выход из страдания”, ч. 2.