В разделе «Групповая терапия» я описала, что такое терапевтическая группа, ее формат, основные правила, а также – в чем отличие групповой терапии от индивидуальной работы и тренингов. Здесь я хотела...
С таким запросом часто обращаются клиенты, которые работают по найму — специалисты и начальники отделов — к психологу. На момент обращения они часто находятся в остром кризисе, всерьез думают о том, чтобы уволиться. Кризис сопровождается ощущением, что их не ценят, в них не заинтересованы, их пожелания не учитываются.
Потребность в признании руководством является ключевой, если не у всех то у многих работников, если не главной, то одной из…
О ней не принято говорить напрямую. Но работник чувствует, что его ценят, когда:
- руководство выражает ему похвалу и благодарность;
- предлагает повышение в должности;
- поручает ответственные интересные задачи;
- его вводят его в «ближний круг»;
- дают премии, повышают зарплату;
- интересуются его мнением и потребностями.
Если руководитель умеет грамотно выражать признание подчиненным — он способен легко мотивировать работников. В том случае, если авторитет руководителя высок. Умение грамотно мотивировать — тема отдельной статьи. А сейчас поговорим о подчиненных.
Почему так получается, что руководство вас не ценит? И самое главное, что в таких случаях делать?
Предлагаю рассмотреть частный случай
Вы устраиваетесь на работу и стараетесь «влиться» в коллектив. Вас приняли, следовательно ваши навыки и опыт оценили высоко.
Вы естественно заинтересованы в карьерном росте, получении бонусов, более высокой зарплате и завоевании авторитета среди коллег.
Вы включаетесь в работу и стараетесь показать себя с лучшей стороны. И вот в этот момент разные люди могут вести себя по-разному: одни реализуют себя в своих границах, а другие начинают вторгаться на «территорию» коллег и руководства. Своя и чужая территория определяется личными и профессиональными границами. Возможны два варианта:
Вы действуете в своих границах: принимаете решения в рамках своей должности и полномочий; учитываете статус, интересы и заслуги других людей; различаете свои интересы, интересы компании, ваших коллег и руководства; понимаете, что они где-то совпадают, а где-то нет; при этом уважительно относитесь к потребностям всех участников рабочего процесса; понимаете в чем они заинтересованы, реализовываете свои интересы, предлагая им выгодное сотрудничество; ищете с ними «мира, а не войны».
Вы вторгаетесь на чужую территорию: много говорите, мало слушаете; говорите в основном о себе, своем опыте и заслугах; если человек высказывает альтернативное мнение, занимаете оборонительную позицию, стараетесь доказывать, убеждать, приводить примеры, ссылаться на авторитеты; ставите себя в позицию «сверху» над коллегами или руководством — оцениваете их качества, действия, решения, хотите их улучшить. Примеров нарушения границ можно привести очень много, и важно понимать, что они в первую очередь вас делают уязвимым.
Вы становитесь уязвимым, когда начинаете переоценивать свои силы: браться за сложную работу, тянуть все на себе, сами назначаете себе компенсацию: цените свой вклад выше вклада других людей, присваиваете себе права, освобождаете от неприятных обязанностей (приходить вовремя, делать рутинную работу). То есть, раз вам не дают признания, не ценят, вы ищете обходные пути, пытаетесь признание «украсть» и присвоить.
Как реагирует руководство на нарушение границ? Естественно, они начинают воспринимать вас как угрозу и защищаться: ограничивают ваши полномочия, профессиональный и карьерный рост, принижают ваши заслуги, сокращают с вами общение, удовлетворяют только ваши минимальные потребности. А в том месте, где вы себя переоцениваете, начинают вас использовать. Точнее сказать — вы вкладываетесь, а они не сопротивляются, не останавливают вас. Но никак вам этот вклад не компенсируют, потому что запрос исходил не от них.
Знакомая ситуация? Именно здесь возникает наиболее острое ощущение, что вас не ценят.
Что обычно происходит дальше?
Работник может начать саботировать свои обязанности, критически оценивать руководство, в голове у него включается счетчик «что я сделал, и что мне за это должны». Его злость на руководство выражается косвенно: он жалуется на начальника другим работникам либо начинает вредить репутации фирмы. Закономерный итог — увольнение, неприятное для обеих сторон.
Можно быть отличным специалистом, обладать ценным опытом и профессиональным потенциалом, но из-за плохих границ вести захватнические войны и в итоге сдавать свою территорию.
Если ситуация на работе зашла слишком далеко, то сложно ответить на вопрос, что лучше — сменить работу или попытаться вывести ваши отношения с руководством на новый уровень? Оставаться или нет — это ваше решение.
А то, чем вам может помочь психолог — это помочь почувствовать себя более устойчиво, увидеть свои «слепые» пятна, альтернативные пути выхода из кризиса и по возможности туда больше не попадать.
Продолжение в следующей статье: Как выйти из кризиса на работе?