Тренинги «личностного роста»: техника безопасности

В психологии тренинг — это интерактивная форма обучения, направленная на развитие социальных навыков, повышение компетентности человека в личном и деловом общении.

Есть разные виды тренингов:
навыковые (ораторское искусство, самопрезентации, тренинг переговоров)
психотерапевтические (терапевтические группы);
социально-психологические (тренинги личностного роста);
бизнес-тренинги: направленные на развитие профессиональных (менеджмент, маркетинг), или личных компетенций (тайм-менеджмент, управление эмоциями).

Психотерапевтические группы в этом перечне стоят особняком. Их целью является скорее психологическая помощь, нежели обучение, и они проводятся в русле того или иного направления психотерапии: гештальт-группы, групповой анализ, группы поддержки зависимых (АА) и т. п.

С навыковыми и бизнес-тренингами также все более-менее понятно. Они не претендуют на глубокие личностные изменения, а помогают людям приобрести конкретные полезные для жизни знания и навыки. Стать участником такого тренинга при необходимости может каждый.

Но тренинги «личностного роста» занимают промежуточное положение между психотерапией и бизнес-тренингами и в отношении них возникает больше всего вопросов.

Главные из них — «В чём их цель?» и «С помощью каких методов она достигается?»

Понятие «личностный рост» само по себе не научное. А само понятие «личность» — комплексное и имеет множество трактовок в различных теориях. Какие именно качества личности предстоит развивать на том или ином тренинге? По каким критериям оценивать начальный уровень их развития у человека, а также предстоящий прогресс? — это часто не понятно ни потенциальным участникам тренинга, ни сами авторы не могут дать вразумительных объяснений.

В итоге, вокруг тренингов личного роста много ажиотажа и мало ясности. Как следствие, такие мероприятия могут быть опасны для психики, а также иметь социальные последствия для их участников.

На что следует обратить внимание прежде, чем принять участие в тренинге?

Меры предосторожности:

1. Личность тренера. Информация о его квалификации должна быть в общем доступе: это наличие специального образования, дополнительная учеба, сертификаты, при этом важно обращать внимание на длительность обучения. Хорошо, если он известен в профессиональном сообществе.

Важно не путать уровень профессионализма с популярностью. Такие показатели, как участие в качестве эксперта в СМИ, блог с количеством подписчиков, не отражают квалификацию человека напрямую, и этот критерий не должен лежать в основе выбора.

2. Теоретическая база. Тренинги — это не недавнее изобретение, и его программа наверняка основана на какой-либо теоретической базе, информацию о которой можно найти в интернете. Формулировка «авторская методика» и отсутствие доступных источников — повод насторожиться.

3. Предварительное собеседование с участниками. Проводится для того, чтобы: сформировать у участников реалистичное представление о целях тренинга, используемых методах, обсудить условия участия. Также важно узнать в каком физическом и эмоциональном состоянии человек находится: есть ли у него заболевания (склонность к обморокам, эпилепсия, обострение психосоматики), переживание горя, или иные психические заболевания, принимает ли он лекарства. Делается это в целях заботы об участниках. Но к сожалению многие организаторы не придают этому пункту значения, либо не обладают базовыми знаниями по медицинской психологии.

Важно также узнать, какую проблему человек хочет разрешить при помощи тренинга. Люди в кризисе часто хотят «переключиться», думают, что им нужен «толчок» извне, и выбирают для себя экстремальные и максимально «эффективные», по их мнению, способы. Такие люди нуждаются в помощи, но она должна быть более щадящей в форме личной психотерапии или терапевтической группы. Никакой «задорный» тренинг не поможет избавиться от депрессии, пережить горе или «расставание с девушкой».

4. Легальность проводимого мероприятия. Информация об условиях участия должна быть размещена в открытом доступе. С участниками должен быть заключен договор в соответствии с требованиями законодательства страны, где проводится мероприятие. В нем должны быть оговорены условия оплаты, прекращения участия, возврата денег участникам и компенсации организаторам.

5. Отзывы участников тренинга. Должны быть не только восторженные отзывы, которые даются сразу после его проведения, но и отсроченные. Желательно, чтобы они были размещены на независимых ресурсах.

«Техника безопасности» на тренинге:

6. «Тренинг — это не рок-концерт». Взаимодействие, как правило, строиться не только между ведущим и «аудиторией», но и между участниками. Стремление эмоционально раскачать аудиторию и внушить пришедшим идеи с помощью эффекта заражения — это один из способов манипуляции, потенциально опасный для психики. У человека в результате таких действий снижается критичность, он становится уязвим, может легко принять опасное для себя решение. Например, пообещать что-то или отдать деньги.

7. Слишком большое число участников. Ведущие могут не заметить, если у кого-то из участников начнется острое эмоциональное состояние или он почувствует себя плохо. Другие участники этого тоже могут не заметить. Максимальное число, необходимое, чтобы люди держали друг друга в поле зрения при активном взаимодействии, не более 30-40 человек. Большее количество комфортно только в лекционном формате.

8. Критично относиться к происходящему. Ведущий создает условия, чтобы участники могли проявить себя. Но только они вправе регулировать степень своего участия. В случае скептического отношения к происходящему, устраивать дискуссию может быть не всегда уместно. Но желание человека остаться при своем мнении должно восприниматься с уважением. Важно не воспринимать информацию, исходящую от тренера, как истину в последней инстанции.

9. Наблюдать за своим состоянием. В случае неприятных ощущений, тревоги, плохого самочувствия, участникам должна быть обеспечена поддержка со стороны организаторов.

10. Регулировать степень своей включенности в процесс. Желание участника на определенных этапах быть в роли наблюдателя, и это должно восприниматься нормально. Также он моет покинуть тренинг по собственному желанию. По условиям договора деньги участникам, как правило, не возвращаются, но этот пункт должен быть оговорен с ними заранее. Участие в тренинге очевидно предполагает некоторую степень смелости и риска, но только участники, а не ведущий, могут определить ту грань, где для них начинается «слишком».

11. Насколько применимы полученные на тренинге навыки и опыт в реальных жизненных условиях? То, что уместно в одних ситуациях, кажется странным в других. Нельзя развить у человека какое-либо качество «вообще». Например, «смелость», «раскрепощенность», «умение флиртовать». Адаптация в том и заключается, что мы при выборе способа поведения учитываем контекст ситуации.
Например, не совсем понятно, как танцы топлесс под луной способствуют увеличению количества денег в жизни, если только напрямую не использовать такой «навык», как способ заработка.

12. «Иллюзия исключительности». Участникам тренингов часто внушается идея, что они, пройдя обучение, начинают обладать некими сверхспособностями, становятся «избранными». Важно понимать, что знания, которые «в тему» одним людям, могут не подходить другим — и это нормально. «Иллюзия исключительности» — это эксплуатации потребности людей в признании.

13. «Давление большинства». Еще один способ манипуляции, когда не учитывается мнение или автономная позиции конкретного человека. «Круговая порука», скандирование лозунгов, привлечение на безвозмездной основе лояльных участников прошлых тренингов для создания «большинства» в группе — это все способы убедить участников в эффективности применяемых методов. А если ему не нравится, то «с ним что-то не так».

14. Конфиденциальность. Участие в тренинге подразумевает определенное самораскрытие участников. Поэтому этическое правило, которое действует для всех — это не предавать огласке личные истории других людей.

Иногда тренера ставят условие держать в тайне их методы работы, чтобы избежать плагиата. Во-первых, это бессмысленно, потому что не возможно проконтролировать. А во-вторых, эффективность тренинга зависит не столько от метода, сколько от мастерства его исполнения. Требование организаторов сохранить упражнения в тайне должно насторожить на предмет законности применяемых методов и их вреда для психики.

Не нарушая конфиденциальности, любой человек имеет право делиться с окружающими своей личной историей, чувствами, а также отношением к происходящему на тренинге. Главное, что он при этом не называет имен и не сообщает личных фактов о других участниках.

15. Поэтапное внедрение нового опыта в жизнь. По завершении тренинга первое время желательно не принимать серьезных решений в жизни, дать улечься чувствам, не делать что-либо на волне эмоционального подъема, а только путем свободного выбора.

16. Наличие правил техники безопасности. Они должны быть! И ведущий должен ознакомить с ними участников тренинга во время предварительного собеседования, или в самом начале мероприятия.

В завершении стоит сказать, что всякий опыт полезен людям при двух условиях: если человек свободен в своем выборе и подходит к нему осознанно.